пятница, 19 апреля 2019 г.

ФЗ “О персональных данных” и все, все, все... Отзыв согласия. Часть 2.

В предыдущей публикации была рассмотрена первая часть заявления об отзыве согласия на обработку персональных данных (далее - ПДн).

Остановились мы на том , что содержащихся в первой части заявления об отзыве согласия сведений не позволяют достоверно подтвердить, что заявитель имеет право представлять интересы несовершеннолетнего.


Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 указанной статьи.

По мнению автора настоящей публикации, исходя из вышеизложенного и на основании положения части 1 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных», в части исполнения оператором ПДн обязанности принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, БУЗОО должно будет отказать в подтверждении или опровержении факта обработки ПДн указанных в заявлении субъектов ПДн.

А теперь рассмотрим рассмотрим вопрос: может ли медицинская организация обрабатывать ПДн пациентов после получения отзыва согласия?

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона «О персональных данных»:
в случае отзыва субъектом ПДн согласия на обработку ПДн оператор вправе продолжить обработку ПДн без согласия субъекта ПДн при наличии оснований, указанных, в частности, в части 2 статьи 10 Федерального закона «О персональных данных».

Согласно пункту 4 части 2 статьи 10 Федерального закона «О персональных данных»:
обработка специальных категорий ПДн разрешена в случае, когда обработка ПДн осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну.

В БУЗОО обработка ПДн пациентов осуществляется лицами, профессионально занимающимися медицинской деятельностью и обязанными в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну, исключительно во исполнение Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», изданных на его основании и в его исполнение государственными органами власти нормативными правовыми актами, правовыми актами (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных.

Право БУЗОО и его работников, осуществляющих обработку ПДн (сведения о состоянии здоровья) пациентов, подтверждается лицензиями на право осуществления соответствующих видов деятельности.

Обработка ПДн пациентов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими состав и сроки обработки ПДн, содержащихся в типовых формах медицинской документации

Перечень типовых форм медицинской документации и сроки хранения указаны в приложении № 1 к Приказу Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» и приложениях к Приказу Минздрава России от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» (далее – Приказ № 834н).

Приказом Минздрава России от 09.01.2018 № 2н в Приказ № 834н  внесены изменения, вступившие в законную силу 16 апреля 2018 года.

Изменения, введенные Приказом Минздрава России от 09.01.2018 № 2н в Приказ № 834н, коснулись порядка ведения документооборота в клиниках с пациентом. В частности, изменен порядок заполнения учетных форм № 025/У «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» (далее – Карта).

Согласно п. 2.1. Приложения № 2 к Приказу № 834н, «карта формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача… и (или) на бумажном носителе, подписываемом врачом». При этом отдельных сроков хранения карты в форме электронного документа не установлено.

Таким образом, по мнению автора настоящей публикации, медицинская организация имеет право продолжать обработку ПДн, в том числе в электронном виде, после отзыва согласия до истечения установленных сроков хранения медицинской документации.
Здесь стоит отметить, что сроки хранения некоторых видов медицинской документации составляют 25 и 50 лет.

Теперь рассмотрим, содержащийся в представленном в первой публикации заявлении, запрет на предоставление ПДн указанных в заявлении субъектов иным медицинским учреждениям.

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (субъекта ПДн) или его законного представителя допускается, в частности:
  • при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
  • в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
  • в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».


Таким образом, по мнению автора настоящей публикации, медицинская организация имеет право осуществлять предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (субъекта ПДн) или его законного представителя в случаях, установленных частью 4 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».


Исходя из изложенного в настоящей публикации автору представляется возможным сделать следующие выводы: 

  1. В случае, когда обработка ПДн пациентов осуществляется медицинской организацией в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну, брать согласие пациента на обработку его ПДн не нужно, т.к. выполняются принципы и условия обработки ПДн, установленные Федеральным законом "О персональных данных".
  2. Отозвать у медицинской организации согласие на обработку ПДн или запретить ей обработку (в том числе предоставление) ПДн пациентов в части связанной с медицинской деятельностью невозможно, т.к. условия обработки ПДн пациентов без получения их согласия в тоже самое время являются условием для обработки специальных категорий ПДн как таковых, т.е. имеет место бесконечная рекурсия условий.
_________________________________________________________________________________
Disclamer (отказ от ответственности).
Содержание настоящей и предыдущей публикации является результатом частного рассмотрения положений Федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, и содержит частные выводы и комментарии, которые ни в коем случае не следует воспринимать как официальное трактование или разъяснение положений указанных Федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Мнение автора может не совпадать с официальным трактованием или разъяснением положений указанных Федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. В таком случае следует руководствоваться текстом официальных разъяснений.

В случае необходимости получения официального трактования или разъяснения положений указанных Федеральных законов и иных нормативно-правовых актов следует обращаться в государственные органы власти, уполномоченные предоставлять такие разъяснения.

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница